Открываем своё дело. Советы юриста.
Итак, написан и согласован маркетинговый и бизнес план, венчурные деньги зачислены на счёт, и хозяевам нового бизнеса не терпится приступить к работе… Однако даже малый бизнес из одного владельца, базирующийся на дому, невозможно начать без выполнения ещё одной подготовительной стадии, цель которой — снизить риски, прежде всего, юридические.
1. Выбор организационно-правовой формы, создание бизнес-структуры будущего бизнеса. Необходимо определиться, в какой юридической форме будет существовать новый бизнес. Наиболее распространённые формы малого бизнеса — sole proprietorship (индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), partnership (general or limited; товарищество без регистрации юридического лица), corporation (регистрация юридического лица). Оценка преимуществ и недостатков каждой формы должна быть произведена индивидуально для конкретного бизнеса. В общем и целом, корпорации дают налоговые преимущества и ограничивают личную юридическую ответственность акционеров, однако возлагают на владельцев дополнительные расходы на регистрацию и отчётность. Помимо услуг бухгалтера, корпорации необходим юрист (адвокат или паралигал), который будет администрировать корпорацию.
2. Регистрация бизнес-наименования. Если планируется вести бизнес под именем, отличным от фамилии и имени владельца или от названия корпорации, необходимо зарегистрировать это бизнес-наименование.
3. Регистрация в CRA (business number, income tax number). Если владельцы бизнеса планируют продавать товары или оказывать платные услуги, подлежащие налогообложению, то необходимо зарегистрироваться в Canada Revenue Agency и получить соответствующие номера. Если годовой доход не превышает определённой CRA суммы, то регистрация для взимания HST не обязательна. А вот желательна ли она для вашего бизнеса и принесёт ли налоговые преимущества, вам ответит ваш бухгалтер.
4. Лицензирование и сертификация. Какие лицензии вам понадобятся и какие сертификации должен иметь ваш бизнес, работники и продукция, будет зависеть от индустрии, в которой вы работаете. Вопрос лицензий и сертификатов должен быть проработан заранее, так как получение лицензий и сертификатов может оказаться затратным по времени и средствам.
6. Коммерческий рент. Вступление в отношения commercial lease — важнейший момент в создании бизнеса. Контракт на коммерческий рент требует детальной проработки и юридической экспертизы, главным образом, потому, что, как правило, заключается на продолжительный срок (5 лет), и, даже при подписании от имени корпорации, влечёт личную юридическую ответственность директоров. Этот момент — неограниченная личная ответственность — довольно часто ускользает от внимания наших клиентов до тех пор, пока не начинаются проблемы. Договор на коммерческий рент должен быть оценен юристом по следующим параметрам: тип рента (gross or net); срок рента; условия улучшения помещения арендатором; скидка на арендную плату в обмен на улучшения; наименования сторон в договоре — частные лица или корпорация; если корпорация, есть ли условие о личной гарантии.
7. Установление знаков/наружной рекламы. Необходимо ознакомиться с муниципальными подзаконными актами (By-laws) относительно ограничений на наружную рекламу и расположение знаков, например, в окнах. Желательно это сделать ещё до подписания договора коммерческого рента.
8. Найм работников. Необходимо проработать тексты рекламы о вакансиях и установить порядок прохождения собеседований в соответствии с Human Rights Code of Ontario и Employment Standard Act. Совместно с юристом необходимо разработать документы, необходимые в повседневной работе с персоналом: трудовой договор-контракт, соглашение о конфиденциальности, о неконкуренции и пр. Кроме того, на предприятии должны быть внедрены установленные в законе процедуры по охране труда (См. Occupational Safety and Health Act). Не забудьте зарегистрироваться для отчислений EI, CPP, WSIB.
9. Договоры с подрядчиками. Совместно с юристом необходимо разработать тексты договоров с подрядчиками и субподрядчиками (включая соглашение о конфиденциальности, о неконкуренции), выработать порядок взаиморасчетов и порядок взыскания задолженностей.
10. Сбор, использование и раскрытие личной информации. Если вы собираете личную информацию клиентов (правовое понятие «личная информация» см. в The Privacy Act and The Personal Information Protection and Electronic Documents Act. (PIPEDA), вам необходимо иметь policy, определяющую цели сбора, порядок использования и раскрытие личной информации. Эта policy должна быть доступна всем клиентам. Кроме того, необходимо назначить должностное лицо (офицера) компании, который будет ответственен на соблюдение PIPEDA. Среди других необходимых процедур — получение письменного согласия клиентов на сбор личной информации, разработка процедур обработки запросов и жалоб относительно сбора, использования и раскрытия личной информации.
Таким образом, необходимость в юридических услугах возникает не только при создании нового бизнеса. Поэтому в грамотно составленные бизнес-планы в оперативные расходы включена постоянная строка «юридические услуги». Эксперты в сфере бизнеса знают, что один-единственный судебный иск может погубить годами выстраиваемый бизнес. Снизить легальные риски — наша задача.
Александра Томорская
Марина Гаврилина
Лицензированные паралигалы
Юридической компании
APRIORI Legal Services
Professional Corporation
Тел. +1 437 889 9935, + 1 437 889 9798
Email: info@apriorilaw.ca
Web: http://www.apriorilaw.ca